Стейкинг

faq

Основы

Блокчейн — это децентрализованная сеть компьютеров, которые обмениваются и хранят информацию в виде блоков. Информация в этих блоках может содержать простые данные, такие как транзакции, но могут быть и более сложные данные, например, как в случае с блокчейном Cardano, информация о предоставлении кредитов, выпуск удостоверений личности и даже проведение голосований.

Доказательство доли владения — это механизм консенсуса, используемый в блокчейне Cardano. Протокол доказательства доли владения описывает, как информация, хранящаяся в виде блоков, проверяется и добавляется в блокчейн. В этом механизме стейк пулы выбираются для производства блоков на основе вероятности, которая определяется размером доли (ADA), делегированной этим пулам. Каждый раз, когда пул производит блок, он получает вознаграждение, которое делится с его делегатами пропорционально сумме делегированной ставки. Для получения дополнительной информации см. страницу «Стейкинг».

Хотя технология блокчейн предлагает очень безопасную сеть и платформу для хранения информации, существует потенциальная угроза для всех сетей блокчейн в виде так называемой атаки 51%. Если большая часть всего пакета ставок (или вычислительной мощности в случае блокчейн, основанных на протоколе доказательства выполнения работы, таких как Bitcoin) окажется в руках одной стороны, она может начать одобрять мошеннические транзакции.

С ростом стоимости сетей блокчейн контролировать контрольный пакет становится все сложнее, поскольку для этого необходимо контролировать эквивалент миллиардов долларов. И даже если кто-то приобретет контрольный пакет, следовать протоколу и получать вознаграждение за производство блоков будет гораздо выгоднее, чем одобрять мошеннические транзакции. Более того, механизм консенсуса Cardano с доказательством доли владения имеет эффективные стимулы, способствующие децентрализации и предотвращающие потенциальную атаку 51%.

Время в сети Cardano делится на эпохи, которые, в свою очередь, делятся на слоты. Первая эпоха началась с момента запуска сети Cardano 29-го сентября 2017 года. Эпохи — это периоды, состоящие ровно из пяти полных дней, а слоты равны секундам.

Когда стейк пул выбирается в качестве лидера слота, ожидается, что он будет производить блок в этом конкретном слоте.

ADA — это криптовалюта, используемая в блокчейне Cardano, названная в честь математика Ады Лавлейс. Она используется для облегчения работы сети, например, для оплаты комиссий за транзакции. Кроме того, ADA можно купить на криптовалютных биржах, чтобы инвестировать в проект Cardano.

Вы можете купить ADA на криптовалютной бирже, такой как Crypto.com или Binance.

Делегирование

Стейкинг — это делегирование ставки, связанной с вашим ADA, стейк пулу, что позволяет пулу участвовать в протоколе доказательства доли владения от вашего имени. Как следствие, пул, которому вы делегируете полномочия, будет иметь более высокие шансы на добычу блоков, и когда это произойдет, вы получите вознаграждение, пропорциональное сумме делегированной ставки.

Прежде всего, делегируя свои ADA стейк пулу, вы будете получать вознаграждение. Ежегодно и в среднем вы будете зарабатывать около 3-5% процентов, в зависимости от удачи пула и его параметров. Во-вторых, делегируя свои ADA меньшим пулам и таким образом перемещая свои ставки подальше от крупных бирж, вы способствуете децентрализации и безопасности сети.

Четкое и простое объяснение того, как делегировать ADA стейк пулу, смотрите на странице делегирования.

Этот выбор во многом зависит от личных предпочтений. Важно ли для вас делегировать полномочия пулу, руководствующемуся миссией? Важно ли для вас поддерживать децентрализацию, делегируя полномочия небольшому пулу? Важным аспектом, который необходимо учитывать, является соответствие параметров пула разумным стандартам. Равна ли фиксированная плата (приблизительно) 340 ADA? Равна ли комиссия за маржу 5% или ниже (возможно даже ниже 3%)? Залог значительно выше нуля? Я не рекомендую выбирать пул исключительно на основании прошлого ROA, поскольку это не дает никаких гарантий на будущее. Ни один пул не может обещать определенный ROA, а удача имеет тенденцию усредняться в долгосрочной перспективе.

Тем не менее, проверить работоспособность пула в определенной степени возможно. Прежде всего, вы можете проверить время жизни пула по адресу ADApools, который в долгосрочной перспективе должен быть близок к 100%. Если показатель удачи низкий, это является индикатором пропущенных блоков в прошлом и низкой производительности. Во-вторых, вы можете проверить время работы некоторых пулов на PoolTool (значение «Height» пула должно быть отмечено зеленым цветом). Время работы является важным условием для функционального пула; пул не должен находиться в автономном режиме более нескольких часов во время технического обслуживания, когда они не выбраны в качестве лидера слота, чтобы не пропустить ни одного блока.

Да, вы можете использовать один и тот же кошелек одновременно в Daedalus и Yoroi.

Нет, делать ставки абсолютно безопасно, и нет никакого риска потерять свои ADA. Делая ставку, вы не передаете свои ADA в стейк пул, а делегируете свои права на участие в протоколе, при этом ваши ADA остаются в безопасности в вашем кошельке. Для получения дополнительной информации смотрите страницу «Стейкинг».

Если вы надежно сохранили фразу восстановления, проблем не возникнет. Вы можете легко восстановить свой кошелек на другом устройстве.

Нет, вы можете тратить свои ADA как угодно, пока делаете ставку. Вы делегируете пулу свой кошелек, а не конкретную сумму ADA.

Нет, когда вы получаете больше ADA в свой кошелек, эта сумма также автоматически ставится на кон. Вы делегируете пулу свой кошелек, а не конкретное количество ADA.

Да, вы всегда можете принять решение о делегировании в другой стейк пул, когда захотите. Обратите внимание, что изменения вступят в силу через две эпохи после того, как вы отправите заявку на переделегирование. Более подробную информацию о графике ставок смотрите на странице «Стейкинг».

Как и при всех других операциях, вы платите комиссию за операцию в размере 0,17 ADA. Если вы делегируете впервые, вам также придется заплатить депозитный сбор в размере 2 ADA, который вы получите обратно, когда решите отменить делегирование.

Параметры пула

Фиксированная плата предназначена для покрытия операционных расходов стейк пулов. В каждую эпоху, когда добываются блоки, фиксированная плата, минимальный размер которой составляет 340 ADA, вычитается из общей суммы вознаграждения пула и передается оператору пула. Фиксированная плата взимается только один раз, независимо от того, сколько блоков было произведено в эту эпоху.

Комиссия за маржу предназначена для обеспечения прибыли пула. Операторы cntqr пула могут выбрать комиссию в диапазоне от 0 до 100%, которая будет взиматься из вознаграждения пула после вычитания фиксированного сбора.

Операторы стейк пулов обязаны заложить определенную сумму ADA в свой пул, чтобы продемонстрировать приверженность своему пулу и предотвратить создание многих пулов одним и тем же оператором. В соответствии с этим, SPO с высоким уровнем залога по праву завоевывают больше доверия, показывая, что они вкладывают много средств в игру.

Стейк пулы, чья ставка превышает 63,3 миллиона ADA, считаются насыщенными и лишаются части вознаграждения. В свою очередь, их делегаты также лишаются вознаграждения и получают четкий стимул для повторного делегирования. Это сделано для того, чтобы предотвратить чрезмерное увеличение стейк пулов и способствовать децентрализации.

Ставка, которая в настоящее время используется стейк пулами. Делегирование этой ставки произошло за две эпохи до этого. Для получения дополнительной информации о временной шкале ставок смотрите страницу «Стейкинг».

Текущее состояние делегированных стейк пулу ADA. Она будет активна в течение двух эпох. Для получения дополнительной информации о временной шкале ставок смотрите страницу «Стейкинг».

Удача — это показатель эффективности работы пула. Его расчет основан на количестве блоков, которые пул должен произвести, учитывая размер ставки, и количестве фактически произведенных блоков. Например, если пул должен произвести 100 блоков в эпоху, исходя из ставки, но производит только 80 блоков, его удача за эту эпоху составит 80%. Если пул работает должным образом, удача на протяжении всей жизни должна быть близка к 100%.

Вознаграждения

Вы получите вознаграждение через две эпохи после эпохи производства блока. Обратите внимание, что ваша делегированная ставка должна быть активна в эпоху производства блока — это означает, что она была делегирована в стейк пул за две эпохи до эпохи производства блока. Для более подробного объяснения временной шкалы ставок смотрите страницу «Стейкинг».

Чтобы получить вознаграждение, ваша доля должна быть делегирована в стейк пул за две эпохи до эпохи производства блока (а вознаграждение распределяется через две эпохи после производства блока). Обратите внимание, возможно, что в определенную эпоху не было произведено ни одного блока. Часто именно маленькие пулы не производят блоки каждую эпоху, но когда они это делают, то предоставляют значительно больше вознаграждений своим делегатам, поскольку вознаграждения распределяются пропорционально объему делегированной доли. Для более подробного объяснения временной шкалы ставок смотрите страницу «Стейкинг».

Вознаграждения складываются из общей суммы комиссий за транзакции в эпоху добычи блока и из средств резерва ADA.

Нет, вознаграждения автоматически добавляются в ваш кошелек и используются для новых ставок. Вознаграждения нужно требовать только тогда, когда вы хотите вывести их из своего кошелька.

Ежегодно и в среднем вы будете зарабатывать около 3-5% процентов, в зависимости от удачи стейк пула и его параметров. Небольшие пулы не будут производить блоки каждую эпоху, но, когда они это делают, они обеспечивают значительно большее вознаграждение для своих делегатов, поскольку вознаграждение распределяется пропорционально сумме делегированной ставки.

Mokum Stake Pool

Я страстно люблю социальную справедливость и твердо убежден, что каждый ребенок должен иметь возможность расти без насилия, болезней и голода. Борясь за этот идеал, Save the Children — это НПО, которую я знаю как очень профессиональную организацию, добросовестно относящуюся к своим ценностям и эффективно использующую пожертвования для создания лучшего будущего для детей во всем мире. Кроме того, Save the Children принимает пожертвования в ADA, максимизируя воздействие пожертвований, сделанных Mokum Stake Pool!

Mokum Stake Pool состоит из одного узла по производству блоков и двух ретрансляционных узлов, каждый узел работает на отдельном мини-ПК Intel NUC. Узел производства блоков имеет 32 ГБ оперативной памяти, узлы ретрансляции — 16 ГБ оперативной памяти, и все узлы имеют твердотельный накопитель емкостью 1 ТБ. Mokum Stake Pool полностью соответствует рекомендуемой для стейк пулов аппаратной конфигурации.

Мониторинг стейк пула Mokum Stake Pool осуществляется круглосуточно и без выходных с помощью платформы Grafana. Она включает в себя систему оповещения, которая активируется в случае, если любой показатель работы пула превышает определенный порог. В случае (маловероятного) отключения электроэнергии пул автоматически перезагрузится при повторном подключении к сети.

Bare-metal пул — это стейк пул, использующий по крайней мере один bare-metal сервер: компьютер, который является физическим сервером с одним арендатором. Этот компьютер не делится между пользователями, в отличие от облачных серверов или других форм виртуализации. Таким образом, bare-metal пулы повышают устойчивость сети блокчейна Cardano.

Mokum Stake Pool является частью следующих альянсов:
xSPO пулы
Bare-metal пулы
– пулы ориентированные на миссию
– пулывозобновляемых источников энергии

Мокум – так иногда называют Амстердам местные жители. Первоначально это слово означало «город», но теперь Mokum используется для описания нашего прекрасного родного города.

ru_RUРусский

Cardano stake pool

faq

Basics

A blockchain is a decentralized network of computers that exchange and store information in the form of blocks. The information in these blocks can contain simple data such as transactions, but can also, in the case of the Cardano blockchain, be more complex, e.g. making it possible to provide loans, issue identities, and even to vote.

Proof of stake is the consensus mechanism used in the Cardano blockchain. The proof of stake protocol describes how information, stored in the form of blocks, is verified and added to the blockchain. In this mechanism, stake pools are selected to produce blocks based on probability, which is derived from the amount of stake (ADA) delegated to these pools. Whenever a pool produces a block, the pool receives rewards, which are shared with its delegators proportionally to the amount of stake delegated. For more information, see the staking page.

While the blockchain technology offers a very secure network and platform for storing information, there is a potential threat to all blockchain networks in the form of a so called 51% attack. If the majority of all stake (or computational power in the case of blockchains based on the proof of work protocol such as Bitcoin) would come in the hands of a single party, it could start to approve fraudulent transactions.

With the rise of the value of blockchain networks, controlling a majority of stake becomes increasingly difficult as this requires controlling the equivalent of billions of dollars. And even if someone would acquire a majority of stake, adhering to the protocol and earning rewards for block production would be far more lucrative than approving fraudulent transactions. Moreover, Cardano’s proof of stake consensus mechanism has effective incentives in place promoting decentralization and preventing a potential 51% attack.

Time on the Cardano network is divided in epochs, which in turn are divided in slots. The first epoch started when the Cardano mainnet went live on September 29th 2017. Epochs are periods of exactly five full days and slots are equal to seconds.

When a stake pool is selected as slot leader, the pool is expected to produce a block in that specific slot.

ADA is the cryptocurrency used on the Cardano blockchain named after the mathematician Ada Lovelace. It is used to facilitate the operating of the network, such as for the payment of transaction fees. Besides, ADA can be bought at cryptocurrency exchanges to invest in the Cardano project.

You can buy ADA at a cryptocurrency exchange such as Crypto.com or Binance.

Delegation

By staking, you delegate the stake associated with your ADA to a stake pool, allowing the pool to participate in the proof of stake protocol on your behalf. As a consequence, the pool you delegate to will have a higher chance of producing blocks, and when it does, you will receive rewards proportional to the amount of stake delegated.

First of all, by delegating your ADA to a stake pool, you will receive rewards. Annually, and on average, you will earn about 3-5% interest, depending on a pool’s luck and its parameters. Secondly, by delegating to smaller pools, and thus moving your stake away from big exchanges, you contribute to decentralization and the security of the network.

For a clear and simple explanation on how to stake your ADA to a stake pool, see the delegation page.

This choice depends to a large extent on personal preferences. Is it important to you to delegate to a mission-driven pool? Is it important to you to support decentralization by delegating to a small pool? An important aspect to consider for everyone is if pool parameters are within reasonable standards. Is the fixed fee (close to) 340 ADA? Is the margin fee lower than 5% (or even 3%)? Is pledge significantly higher than zero? I do not recommend to choose a pool solely based on past ROA, since this gives no guarantee for the future. No pool is able to promise a certain ROA and luck tends to average out in the long run.

However, it is possible to verify pool performance to a certain extent. First of all, you can check a pool’s lifetime luck on ADApools, which should be close to 100% in the long run. If luck is significantly lower, this is an indicator of missed blocks in the past and poor performance. Secondly, you can verify the uptime of some pools on PoolTool (height of the pool should be in green). Uptime is an essential precondition for a functional pool; a pool should not be offline for more than a few hours during maintenance, which should be scheduled during a time it is not selected as slot leader in order to avoid missing any blocks.

Yes, you are able to use the same wallet in both Daedalus and Yoroi at the same time.

No, staking is completely safe and there is no risk of losing your ADA. By staking, you do not actually transfer your ADA to a stake pool, but you delegate your rights to participate in the protocol, while your ADA remains safely in your wallet. For more info, see staking.

As long as you safely stored your recovery phrase, there is no problem. You can easily restore your wallet on another device.

No, you can spend your ADA however you please while you are staking. You delegate your wallet and not a specific amount of ADA to a pool.

No, when you receive more ADA in your wallet, this amount will automatically be staked as well. You delegate your wallet and not a specific amount of ADA to a pool.

Yes, you can always decide to delegate to a different stake pool whenever you please. Note that changes will take effect two epochs after you submit your re-delegation. For more information on the staking timeline, see staking.

As with all other transactions, you pay a transaction fee of 0.17 ADA. If you delegate for the first time, you will also have to pay a deposit fee of 2 ADA, which you will get back when you decide to undelegate.

Pool Parameters

The fixed fee is meant to cover the operational costs of stake pools. For every epoch that blocks are produced, the fixed fee, with a minimum of 340 ADA, is subtracted from the total pool rewards and given to the stake pool operator. The fixed fee is only charged once no matter how many blocks were produced in that epoch.

The margin fee is meant to ensure the pool’s profit. Stake pool operators can choose a margin fee of 0-100% which will be taken from the pool rewards after the fixed fee has been subtracted.

Stake pool operators are required to pledge a certain amount of ADA in their own pool to show commitment to their pool and to prevent the creation of many pools by the same operator. In line with this, SPOs with a high pledge rightfully gain more trust by showing that they put a lot of skin in the game.

Stake pools with a stake higher than 63.3 million ADA are saturated and will forfeit a part of their rewards. In turn, their delegators will miss out on rewards as well and are given a clear incentive to re-delegate. This is designed to prevent stake pools from becoming too large and to promote decentralization.

The stake that is currently used by stake pools. Delegation of this stake occurred two epochs before. For more information on the staking timeline, see staking.

The current state of delegated ADA to a stake pool. It will be active in two epochs. For more information on the staking timeline, see staking.

Luck is an indicator of pool performance. Its calculation is based on the number of blocks a pool should produce given its amount of stake and the number of blocks actually produced. For example, if a pool is expected to produce 100 blocks in an epoch based on its stake, but only produces 80 blocks, its luck for this epoch will be 80%. Lifetime luck should be close to 100% if the pool is performing properly.

Rewards

You will receive rewards two epochs after the epoch of block production. Note that your delegated stake must have been active during the epoch of block production - this means that it was delegated to a stake pool two epochs before the epoch of block production. For a more extended explanation on the staking timeline, see staking.

In order to receive rewards your stake must have been delegated to a stake pool two epochs before the epoch of block production (and rewards are distributed two epochs after block production). Note that it’s possible that no blocks were made in a specific epoch. Especially small pools don’t produce blocks every epoch, but when they do, they also provide significantly more rewards for their delegators, since rewards are distributed proportionally to the amount of stake delegated. For a more extended explanation on the staking timeline, see staking.

Rewards are composed of the total amount of transaction fees during the epoch of block production and from funds of the ADA reserve.

No, rewards are automatically added to your wallet and used to stake again. Rewards only need to be claimed when you want to move them out of your wallet.

Annually, and on average, you will earn about 3-5% interest, depending on a stake pool’s luck and its parameters. Small pools will not produce blocks every epoch, but when they do, they also provide significantly more rewards for their delegators, since rewards are distributed proportionally to the amount of stake delegated.

Mokum Stake Pool

I am passionate about social justice and feel strongly that every child should be able to grow up without violence, disease or hunger. Fighting for this ideal, Save the Children is an NGO I have come to know as a very professional organization with integrity to its values, and that uses its donations efficiently and effectively to create a better future for children around the world. On top of that, Save the Children accepts donations in ADA, maximizing the impact of donations made by Mokum Stake Pool!

Mokum Stake Pool consists of one block producing node and two relay nodes, with each node running on a separate Intel NUC mini PC. The block producing node has 32GB of RAM, the relay nodes have 16GB of RAM and all nodes have a 1TB SSD. With this setup, Mokum Stake Pool conforms to the recommended future-proof stake pool hardware setup.

Mokum Stake Pool is monitored 24/7 through Grafana. This includes an alerting system, which is activated in case any indicator of pool performance passes a certain threshold. In the (unlikely) scenario of a power outage, the pool will automatically reboot when connected to power supply again.

A bare-metal pool is a stake pool using at least one bare-metal server: a computer that is a single-tenant physical server. This computer is not shared between users, unlike cloud hosted servers or other forms of virtualization. Therefore, bare-metal pools increase the resilience of the Cardano blockchain network.

Mokum Stake Pool is part of the alliances of:
- xSPO pools
- Bare-metal pools
- Mission-driven pools
- Renewable energy pools

Amsterdam is also called Mokum by the local people. Originally, it means ‘city’, but Mokum is now used to describe our beautiful hometown.

en_USEnglish